14.09.2014 в 17:39
Пишет Crazycoyote:Хорошая девочка Клара...
...а чем же она хороша?
Окей, я морально собралась с силами и села-таки писать псто про Клару. Потому что это нужно сделать, в первую очередь, для самой себя. В качестве необходимого вступления...В качестве необходимого вступления: Клару я обожаю практически с первого взгляда. Практически — потому что мне понадобились «Снеговики», чтобы окончательно укрепиться в своей позиции. Я это уже сто раз говорила, но я далека от мысли, что все читатели ловят и запоминают каждое мое слово *смайл*, так что повторю еще раз. У меня есть определенный тип женских персонажей, который я очень люблю. И Моффат в него попадает своими женскими персонажами с большей или меньшей точностью. Эми, например, достаточно далеко, хотя я ее очень люблю. А вот Клара — в самое яблочко. Это не просто симпатичные мне персонажи, это полезные мне персонажи, потому что логика, в которой они существуют и действуют, очень близка к моей. Я их понимаю. Даже когда они, с моей точки зрения, творят какую-то несусветную херню, я понимаю, почему они творят именно ее именно сейчас. И да, в определенных обстоятельствах я вполне могла бы сотворить такую же. Поэтому их херня меня, как правило, бесит намного сильнее (собственные недостатки в других раздражают намного больше), но я их все равно не могу не любить.
У Клары при этом по сравнению с большинством моих любимых персонажей есть еще один огромный, исключительный плюс: она очень здоровый на голову человек. Дело в том, что авторы (и Мофф не исключение) очень любят насовать таким персонажам в голову каких-нибудь огромных нажористых тараканов — а потом заставить разбираться и с ними, и с той жопой, в которой они из-за этих тараканов оказались. Я их, в общем-то, могу понять: о психику этих милых женщин можно согнуть лом, и там, где остальные сдохнут, как та корова, эти будут вполне себе бодры, а может быть даже и веселы. Но, знаете, иногда уже хочется наконец посмотреть, как нормальные-то люди живут. У меня, конечно, всегда есть Эсмеральда Ветровоск, и когда мне будет 85, я хочу быть, как она. Но до той поры прекрасной еще надо дожить... А вот с Кларой мы более-менее ровесники. Поэтому я буду носиться с Кларой, как с писаной торбой, и вы меня ни за что не отговорите =)
Так вот, собственно, о Кларе и ее недостатках. Egomaniac, needy game-player sort of person Шучу. Но насчет контрол-фрика Доктор вообще-то правду сказал. Просто надо понимать, что контрол-фрики делятся на два типа. Это очень удобно посмотреть, для примера, на братьях Холмсах. Можно быть контрол-фриком, как Майкрофт, и хотеть, чтобы все всегда было правильно и не случалось ничего непредвиденного. А можно — как Шерлок, когда может происходить вообще любая кукарача, если ты ее начал/возглавил/понимаешь, что с ней делать. Клара — безусловно, второе. У нее очень много любопытства и авантюризма, но при этом она терпеть не может чувствовать себя растерянной, ни по какому поводу. Собственно, лучше всего это видно даже не в Deep Breath с ее реакцией на регенерацию, а в Asylum of the Daleks, где Освин создала себе уютненькую реальность с суфле и креслицем. Где ты берешь молоко?..
Есть еще одна штука, которую мало кто замечает, и я даже понимаю, почему: мы тут все, в общем-то, отнюдь не эталоны социальной нормы, и оцениваем других по себе. Но давайте вот все-таки посмотрим с точки зрения, простигоссподи, «обычного человека». Клара странная. Да, она значительно менее невстроена в жизнь, чем Роза или Донна, но она такое классическое «нелепое существо», которое в детстве какие-нибудь родственники все время спрашивают, почему она не может себя вести, как все нормальные люди. «Оригинальная» Клара, в самом начале ее истории, со своей фиксацией на суфле, неумением починить компьютер и так далее — человек-фейспалм в простых бытовых вещах. И если компьютерную неграмотность ей исправили фантастическим способом, то готовка у нее так и не починилась. См. историю с индейкой. И не починится, если ей опять какую-нибудь программу в бошку не внедрят. Ну да, нам этим не тычут в морду, как той же феноменальной способностью Донны пропускать все важное. А что, обязательно в морду тыкать, чтобы дошло? А подумать?
Конечно, по Кларе не видно, чтобы ей это причиняло невыносимые страдания. Оно их ей и не причиняет. Именно поэтому она и является здоровым на голову человеком. И, честное слово, это очень редкий и ценный месседж, который нужно лелеять и любить. Можно отличаться, можно не уметь чего-то, что «умеют все нормальные люди», можно быть в чем-то неприспособленным, можно любить странные вещи и хотеть не хорошо оплачиваемую работу, а путешествовать — и быть при этом абсолютно нормальным, здоровым, социализированным человеком. То есть, я понимаю, что мучительные преодолевания у нас традиционно торкают больше, но в итоге в качестве ролевых моделей уже давно практически сплошь одни невротики и травматики, которые всю жизнь именно этим мучительным преодолеванием и занимаются. Нет, «можно быть больным и все равно счастливым» — это тоже важный месседж. Но, мне кажется, «можно быть любым и все равно здоровым» — месседж ничуть не менее важный, а его вокруг как-то мучительно не хватает. Мне очень не нравится, что здоровое, ненадрывное, неболезненное, неповрежденное воспринимается, как чересчур карамельное, идеализированное и ненатуральное. Мне очень нравится, что Мофф в гробу видал стереотипы и сделал Клару такой. Если хотя бы несколько четырнадцатилетних девочек возьмут в качестве ролевой модели ее, а не очередную мечту психотерапевта, которых в масс-культуре такое количество, что ими можно сухопутную границу России заставить в плотный ряд локоть к локтю, и еще на сухопутную границу США останется — значит, всё не зря.
Наконец, еще один момент, которого тоже на первый взгляд не видно. На самом деле, Кларе нужен Доктор гораздо сильнее, чем большинству спутников. И вы никогда этого не увидите в повседневном режиме. Потому что это не те вещи, которые принято называть «эмоциональная зависимость», когда в другого врастают всем собой, подчиняют свою жизнь ему, делают его центром Вселенной. Эмоциональная зависимость — это паразитическая модель. Клара Освальд — прирожденный симбионт. Вы никогда не увидите этого явно, потому что она прорастает в других очень глубокими корнями, которые слишком далеко от поверхности, чтобы их было легко разглядеть. И история с регенерацией — чуть ли не единственный момент, когда «ураганом» эти корни частично выворачивает наружу. Там видно. Я очень долго, на самом деле, раздражалась на нее в Deep Breath, не могла понять, как она при этой глубокой связи не видит и не осознает... Потом до меня дошло, что это. Точнее, я узнала это поведение. Единственный, кстати, кажется, кто безошибочно понял, что происходит — это Дженни. Ни Вастра, ни Илэвен, ни тем более растерянный Двенадцатый не понимают тоже...
Это страх отвержения. Он очень часто прорезается именно в тот момент, когда с близкими происходят сильные изменения или непонятные вещи. А вдруг я перестану быть для него тем, кем был? А вдруг я перестану быть ему, такому, нужен? Вы же помните, что Клара теряла близко человека, да? Она знает, что происходит, когда тебя вырывают из того, в кого ты пророс корнями по-настоящему глубоко. Как это бывает. Когда там, где были твои корни, и там, где в тебе были корни другого человека, остается большая зияющая черная дыра. Больше всего Клара Освальд боится потерять близкого, важного для нее человека. И разумеется, этого не видно до тех пор, пока не возникает опасность его потерять. Шаг во временную линию Доктора — это оно. И «я не оставлю тебя одного в опасности» из Listen — оно же самое. И неприятие Кларой регенерации — тоже оно. Когда из-за страха вместо всего остального в твоей психике начинают работать защитные механизмы. И ты закрываешься, чтобы защитить те самые корни, которые уже трещат, вырываемые из земли ураганом. Она все равно была неправа, разумеется. Но я ведь именно об этом и говорю... о том, что Клара совсем не идеальна, что она бывает неправа и что у нее есть серьезные слабости. А эта, страх потери — самая главная.
Если я хоть что-то понимаю в Моффате, он на этой главной слабости еще покатает нас всех с ветерком, как покатал на главной слабости Эми в «Девочке, которая ждала» и «Комплексе Бога». И нет, он еще даже не начинал толком, разумеется. Он только собирается. Я этого жду с надеждой и затаенным ужасом. Потому что это и мой страх тоже. И потому что я знаю, что умеет делать с такими вот страхами Моффат. Он может сделать так, что вы будете по гроб жизни бояться статуй и снеговиков и не потрудится никак облегчить вашу скорбную участь. Но когда речь идет о действительно важных вещах, он всегда делает по-другому. Он всегда делает так, как сделал в финале «Доктор танцует». Как в финале Listen. Fear doesn't have to make you cruel or cowardly, fear can make you kind. Fear can make you kind. Я думаю, мне «Пустой ребенок» всегда нравился сильнее прочих моффатовских страшилок именно из-за финала, где вдруг история про страх перед НЕХом превращается в историю про страх перед простыми человеческими вещами. Которые на самом деле намного серьезнее любых НЕХов. И поэтому о них нужно говорить совсем иначе. Вообще, смысл хорошего триллера не в том, чтобы понять что-то про монстров и сверхъестественное, а в том, чтобы понять что-то про людей. Стивен Кинг, которого я обожаю до розовых пузырей, это знает лучше всех. И Моффат тоже прекрасно знает.
Финальный монолог Клары в Listen — он, конечно, про Доктора. Про то, кто он на самом деле, какой он на самом деле (весь сезон про это, чего уж там). Но он и про саму Клару тоже. И ничуть не меньше, чем про Доктора. В этом секрет Клары и магия Клары, которую принимают за мэрисьюшность, на мой взгляд, совершенно ошибочно. Да, Клара совершенно удивительная и прекрасная. Но она ни в коем случае не «идеальная». Она вполне убедительно и осязаемо реальная, невозможная девушка на самом деле очень даже возможна. Потому что секрет Клары прост, как дверь: она не позволяет плохим вещам, которые с ней случаются, делать себя хуже. Это очень просто и очень сложно одновременно... Поскольку стать хуже, когда с тобой творится что-то дурное, легче всего. Чтобы стать хуже, вообще ничего не надо делать, оно само собой происходит. Чтобы не стать, уже надо предпринять сознательное усилие. Чтобы вместо этого стать лучше, нужно быть очень смелым и иметь очень большое сердце. У девочки Клары очень большое, очень хорошее, очень красивое сердце. Если вам кажется, что «так не бывает», давайте просто пожмем друг другу руки и разойдемся. Потому что я не хочу жить в вашей реальности, где таких людей не может существовать. Она нехорошая и мне не нравится.
В этом смысле Клара, конечно, противоположность Ирэн Адлер, к слову об одинаковых моффатобабах. Ирэн — именно тот случай, когда человек позволяет плохому делать себя хуже до той степени, что перестает пускать в свою жизнь хорошее из-за страха, что оно обернется плохим. Я, разумеется, ни в коем случае не буду озвучивать эту мысль, как обвинение. Я настолько небезгрешна, что не мне в других людей кидаться не то что камнями, а даже мячиками для пинг-понга. Это не обвинение, это констатация факта. Моффатобабы действительно похожи друг на друга, при многочисленных отличиях. Они всегда похожи в каких-то принципиальных моментах. Посмотрите, Клара же прекрасный манипулятор. Потрясающе проницательный читатель чужих душ, который к тому же умеет эффективно использовать прочитанное. Из нее бы тоже вышла великолепная интриганка и шантажистка, если бы она захотела. Но Клара вместо этого расставляет солдатиков под кроватью малознакомого мальчика, чтобы ему не было страшно ночью. Потому что может помочь ему справиться со страхом. И потому что не может просто уйти, когда знает, как помочь. Я люблю их обеих, не могу не любить. Но правда в том, что Ирэн всегда показывает мне, какой нельзя становиться, что бы ни происходило. А Клара показывает мне, какой стоит стремиться быть, что бы ни происходило.
Я уже дошла до той стадии влюбленности в Клару, когда начинаешь бояться, что твои нежные чувства разобьются о чугунную задницу реальности. То есть, уже впала в тот самый страх, который у нас один на двоих. Страх отвержения, страх разочарования, страх потерять важного для тебя человека. В данном случае у меня — важный для тебя образ. И я уже предчувствую мясорубку, в которую дорогой любимый Стивен Моффат нас вместе с Кларой по этому поводу запустит. Я уже слышу, как эта мясорубка скрипит и лязгает... Но все должно закончиться хорошо. Обязательно должно. Fear can make you kind.
P.S. Важная мысль, которую я только что надумала, потому что все еще перевариваю Listen...P.S. Важная мысль, которую я только что надумала, потому что все еще перевариваю Listen... Клара подключается к телепатическому интерфейсу. К телепатическому, блин, интерфейсу. И прилетает сначала к маленькому Дэнни, а потом к маленькому Доктору. Хотя вообще-то предполагалось, что телепатический интерфейс должен прочитать что-то про нее саму, но кто же станет думать о себе, когда тут эти вот... И еще одно, раньше — как можно уехать путешествовать, когда тут дети. Это что-то совершенно потрясающее, на это смотреть — как божью коровку на ладони держать. Потому что в ней при всем при этом нету ни капли натужной жертвенности в духе «я ради тебя ночей не спала, булочек не ела». Ни на грамм. Она отбривает все попытки сесть себе на шею моментально. И при этом остается настолько открытой для настоящего глубокого сопереживания. Космос просто. Просто космос.
Докторообзорам
URL записи...а чем же она хороша?
Окей, я морально собралась с силами и села-таки писать псто про Клару. Потому что это нужно сделать, в первую очередь, для самой себя. В качестве необходимого вступления...В качестве необходимого вступления: Клару я обожаю практически с первого взгляда. Практически — потому что мне понадобились «Снеговики», чтобы окончательно укрепиться в своей позиции. Я это уже сто раз говорила, но я далека от мысли, что все читатели ловят и запоминают каждое мое слово *смайл*, так что повторю еще раз. У меня есть определенный тип женских персонажей, который я очень люблю. И Моффат в него попадает своими женскими персонажами с большей или меньшей точностью. Эми, например, достаточно далеко, хотя я ее очень люблю. А вот Клара — в самое яблочко. Это не просто симпатичные мне персонажи, это полезные мне персонажи, потому что логика, в которой они существуют и действуют, очень близка к моей. Я их понимаю. Даже когда они, с моей точки зрения, творят какую-то несусветную херню, я понимаю, почему они творят именно ее именно сейчас. И да, в определенных обстоятельствах я вполне могла бы сотворить такую же. Поэтому их херня меня, как правило, бесит намного сильнее (собственные недостатки в других раздражают намного больше), но я их все равно не могу не любить.
У Клары при этом по сравнению с большинством моих любимых персонажей есть еще один огромный, исключительный плюс: она очень здоровый на голову человек. Дело в том, что авторы (и Мофф не исключение) очень любят насовать таким персонажам в голову каких-нибудь огромных нажористых тараканов — а потом заставить разбираться и с ними, и с той жопой, в которой они из-за этих тараканов оказались. Я их, в общем-то, могу понять: о психику этих милых женщин можно согнуть лом, и там, где остальные сдохнут, как та корова, эти будут вполне себе бодры, а может быть даже и веселы. Но, знаете, иногда уже хочется наконец посмотреть, как нормальные-то люди живут. У меня, конечно, всегда есть Эсмеральда Ветровоск, и когда мне будет 85, я хочу быть, как она. Но до той поры прекрасной еще надо дожить... А вот с Кларой мы более-менее ровесники. Поэтому я буду носиться с Кларой, как с писаной торбой, и вы меня ни за что не отговорите =)
А что это за девочка и где она живет...
При всем том, что моффатобаб постоянно обвиняют в «мэрисьюшности», они вообще-то нифига не идеальны. У них у всех есть таких размеров недостатки, что не дай бог никому. Ну да, при этом они все совершают что-нибудь такое... крутое. Но ради бога, люди противоположного пола делают у Моффа ровно то же самое. По одной простой причине: вообще всё, что пишет Мофф — это о большом человеческом подвиге. Не о таком, который в лапшу всех покрошить и гордо стоять на развалинах в развевающемся плаще (хотя Моффат любит внешние спецэффекты, признаем это). А о таком, который про любовь, доверие, преданность, самопожертвование. Мне кажется, Моффат вообще считает, что без вот такого подвига, хотя бы одного, положительный персонаж не имеет смысла. И да, то, что сделала Клара в «Имени Доктора» — совершенно из той же серии. Это не о том, какая она суперпуперически крутая, на самом-то деле. Это о том, что по-настоящему хороший человек просто не может поступить иначе. По-настоящему хороший человек, попадая в сложную ситуацию, всегда становится героем, просто потому, что иначе он перестанет быть хорошим человеком. При этом совершая свой большой человеческий подвиг персонажи совершенно не становятся идеальными сверхлюдьми и супергероями. За моментами силы могут идти такие же оглушительные моменты слабости, они могут спотыкаться на фигне, как любые обычные люди. И Эми и Рори после всего, что пережили вместе, могут начать разводиться, и еще много чего может быть... Моффат любит показывать людей at their best, но чтобы это лучшее было действительно лучшим, должно быть все остальное. Обычное. И не всегда хорошее.Так вот, собственно, о Кларе и ее недостатках. Egomaniac, needy game-player sort of person Шучу. Но насчет контрол-фрика Доктор вообще-то правду сказал. Просто надо понимать, что контрол-фрики делятся на два типа. Это очень удобно посмотреть, для примера, на братьях Холмсах. Можно быть контрол-фриком, как Майкрофт, и хотеть, чтобы все всегда было правильно и не случалось ничего непредвиденного. А можно — как Шерлок, когда может происходить вообще любая кукарача, если ты ее начал/возглавил/понимаешь, что с ней делать. Клара — безусловно, второе. У нее очень много любопытства и авантюризма, но при этом она терпеть не может чувствовать себя растерянной, ни по какому поводу. Собственно, лучше всего это видно даже не в Deep Breath с ее реакцией на регенерацию, а в Asylum of the Daleks, где Освин создала себе уютненькую реальность с суфле и креслицем. Где ты берешь молоко?..
Есть еще одна штука, которую мало кто замечает, и я даже понимаю, почему: мы тут все, в общем-то, отнюдь не эталоны социальной нормы, и оцениваем других по себе. Но давайте вот все-таки посмотрим с точки зрения, простигоссподи, «обычного человека». Клара странная. Да, она значительно менее невстроена в жизнь, чем Роза или Донна, но она такое классическое «нелепое существо», которое в детстве какие-нибудь родственники все время спрашивают, почему она не может себя вести, как все нормальные люди. «Оригинальная» Клара, в самом начале ее истории, со своей фиксацией на суфле, неумением починить компьютер и так далее — человек-фейспалм в простых бытовых вещах. И если компьютерную неграмотность ей исправили фантастическим способом, то готовка у нее так и не починилась. См. историю с индейкой. И не починится, если ей опять какую-нибудь программу в бошку не внедрят. Ну да, нам этим не тычут в морду, как той же феноменальной способностью Донны пропускать все важное. А что, обязательно в морду тыкать, чтобы дошло? А подумать?
Конечно, по Кларе не видно, чтобы ей это причиняло невыносимые страдания. Оно их ей и не причиняет. Именно поэтому она и является здоровым на голову человеком. И, честное слово, это очень редкий и ценный месседж, который нужно лелеять и любить. Можно отличаться, можно не уметь чего-то, что «умеют все нормальные люди», можно быть в чем-то неприспособленным, можно любить странные вещи и хотеть не хорошо оплачиваемую работу, а путешествовать — и быть при этом абсолютно нормальным, здоровым, социализированным человеком. То есть, я понимаю, что мучительные преодолевания у нас традиционно торкают больше, но в итоге в качестве ролевых моделей уже давно практически сплошь одни невротики и травматики, которые всю жизнь именно этим мучительным преодолеванием и занимаются. Нет, «можно быть больным и все равно счастливым» — это тоже важный месседж. Но, мне кажется, «можно быть любым и все равно здоровым» — месседж ничуть не менее важный, а его вокруг как-то мучительно не хватает. Мне очень не нравится, что здоровое, ненадрывное, неболезненное, неповрежденное воспринимается, как чересчур карамельное, идеализированное и ненатуральное. Мне очень нравится, что Мофф в гробу видал стереотипы и сделал Клару такой. Если хотя бы несколько четырнадцатилетних девочек возьмут в качестве ролевой модели ее, а не очередную мечту психотерапевта, которых в масс-культуре такое количество, что ими можно сухопутную границу России заставить в плотный ряд локоть к локтю, и еще на сухопутную границу США останется — значит, всё не зря.
Наконец, еще один момент, которого тоже на первый взгляд не видно. На самом деле, Кларе нужен Доктор гораздо сильнее, чем большинству спутников. И вы никогда этого не увидите в повседневном режиме. Потому что это не те вещи, которые принято называть «эмоциональная зависимость», когда в другого врастают всем собой, подчиняют свою жизнь ему, делают его центром Вселенной. Эмоциональная зависимость — это паразитическая модель. Клара Освальд — прирожденный симбионт. Вы никогда не увидите этого явно, потому что она прорастает в других очень глубокими корнями, которые слишком далеко от поверхности, чтобы их было легко разглядеть. И история с регенерацией — чуть ли не единственный момент, когда «ураганом» эти корни частично выворачивает наружу. Там видно. Я очень долго, на самом деле, раздражалась на нее в Deep Breath, не могла понять, как она при этой глубокой связи не видит и не осознает... Потом до меня дошло, что это. Точнее, я узнала это поведение. Единственный, кстати, кажется, кто безошибочно понял, что происходит — это Дженни. Ни Вастра, ни Илэвен, ни тем более растерянный Двенадцатый не понимают тоже...
Это страх отвержения. Он очень часто прорезается именно в тот момент, когда с близкими происходят сильные изменения или непонятные вещи. А вдруг я перестану быть для него тем, кем был? А вдруг я перестану быть ему, такому, нужен? Вы же помните, что Клара теряла близко человека, да? Она знает, что происходит, когда тебя вырывают из того, в кого ты пророс корнями по-настоящему глубоко. Как это бывает. Когда там, где были твои корни, и там, где в тебе были корни другого человека, остается большая зияющая черная дыра. Больше всего Клара Освальд боится потерять близкого, важного для нее человека. И разумеется, этого не видно до тех пор, пока не возникает опасность его потерять. Шаг во временную линию Доктора — это оно. И «я не оставлю тебя одного в опасности» из Listen — оно же самое. И неприятие Кларой регенерации — тоже оно. Когда из-за страха вместо всего остального в твоей психике начинают работать защитные механизмы. И ты закрываешься, чтобы защитить те самые корни, которые уже трещат, вырываемые из земли ураганом. Она все равно была неправа, разумеется. Но я ведь именно об этом и говорю... о том, что Клара совсем не идеальна, что она бывает неправа и что у нее есть серьезные слабости. А эта, страх потери — самая главная.
Если я хоть что-то понимаю в Моффате, он на этой главной слабости еще покатает нас всех с ветерком, как покатал на главной слабости Эми в «Девочке, которая ждала» и «Комплексе Бога». И нет, он еще даже не начинал толком, разумеется. Он только собирается. Я этого жду с надеждой и затаенным ужасом. Потому что это и мой страх тоже. И потому что я знаю, что умеет делать с такими вот страхами Моффат. Он может сделать так, что вы будете по гроб жизни бояться статуй и снеговиков и не потрудится никак облегчить вашу скорбную участь. Но когда речь идет о действительно важных вещах, он всегда делает по-другому. Он всегда делает так, как сделал в финале «Доктор танцует». Как в финале Listen. Fear doesn't have to make you cruel or cowardly, fear can make you kind. Fear can make you kind. Я думаю, мне «Пустой ребенок» всегда нравился сильнее прочих моффатовских страшилок именно из-за финала, где вдруг история про страх перед НЕХом превращается в историю про страх перед простыми человеческими вещами. Которые на самом деле намного серьезнее любых НЕХов. И поэтому о них нужно говорить совсем иначе. Вообще, смысл хорошего триллера не в том, чтобы понять что-то про монстров и сверхъестественное, а в том, чтобы понять что-то про людей. Стивен Кинг, которого я обожаю до розовых пузырей, это знает лучше всех. И Моффат тоже прекрасно знает.
Финальный монолог Клары в Listen — он, конечно, про Доктора. Про то, кто он на самом деле, какой он на самом деле (весь сезон про это, чего уж там). Но он и про саму Клару тоже. И ничуть не меньше, чем про Доктора. В этом секрет Клары и магия Клары, которую принимают за мэрисьюшность, на мой взгляд, совершенно ошибочно. Да, Клара совершенно удивительная и прекрасная. Но она ни в коем случае не «идеальная». Она вполне убедительно и осязаемо реальная, невозможная девушка на самом деле очень даже возможна. Потому что секрет Клары прост, как дверь: она не позволяет плохим вещам, которые с ней случаются, делать себя хуже. Это очень просто и очень сложно одновременно... Поскольку стать хуже, когда с тобой творится что-то дурное, легче всего. Чтобы стать хуже, вообще ничего не надо делать, оно само собой происходит. Чтобы не стать, уже надо предпринять сознательное усилие. Чтобы вместо этого стать лучше, нужно быть очень смелым и иметь очень большое сердце. У девочки Клары очень большое, очень хорошее, очень красивое сердце. Если вам кажется, что «так не бывает», давайте просто пожмем друг другу руки и разойдемся. Потому что я не хочу жить в вашей реальности, где таких людей не может существовать. Она нехорошая и мне не нравится.
В этом смысле Клара, конечно, противоположность Ирэн Адлер, к слову об одинаковых моффатобабах. Ирэн — именно тот случай, когда человек позволяет плохому делать себя хуже до той степени, что перестает пускать в свою жизнь хорошее из-за страха, что оно обернется плохим. Я, разумеется, ни в коем случае не буду озвучивать эту мысль, как обвинение. Я настолько небезгрешна, что не мне в других людей кидаться не то что камнями, а даже мячиками для пинг-понга. Это не обвинение, это констатация факта. Моффатобабы действительно похожи друг на друга, при многочисленных отличиях. Они всегда похожи в каких-то принципиальных моментах. Посмотрите, Клара же прекрасный манипулятор. Потрясающе проницательный читатель чужих душ, который к тому же умеет эффективно использовать прочитанное. Из нее бы тоже вышла великолепная интриганка и шантажистка, если бы она захотела. Но Клара вместо этого расставляет солдатиков под кроватью малознакомого мальчика, чтобы ему не было страшно ночью. Потому что может помочь ему справиться со страхом. И потому что не может просто уйти, когда знает, как помочь. Я люблю их обеих, не могу не любить. Но правда в том, что Ирэн всегда показывает мне, какой нельзя становиться, что бы ни происходило. А Клара показывает мне, какой стоит стремиться быть, что бы ни происходило.
Я уже дошла до той стадии влюбленности в Клару, когда начинаешь бояться, что твои нежные чувства разобьются о чугунную задницу реальности. То есть, уже впала в тот самый страх, который у нас один на двоих. Страх отвержения, страх разочарования, страх потерять важного для тебя человека. В данном случае у меня — важный для тебя образ. И я уже предчувствую мясорубку, в которую дорогой любимый Стивен Моффат нас вместе с Кларой по этому поводу запустит. Я уже слышу, как эта мясорубка скрипит и лязгает... Но все должно закончиться хорошо. Обязательно должно. Fear can make you kind.
P.S. Важная мысль, которую я только что надумала, потому что все еще перевариваю Listen...P.S. Важная мысль, которую я только что надумала, потому что все еще перевариваю Listen... Клара подключается к телепатическому интерфейсу. К телепатическому, блин, интерфейсу. И прилетает сначала к маленькому Дэнни, а потом к маленькому Доктору. Хотя вообще-то предполагалось, что телепатический интерфейс должен прочитать что-то про нее саму, но кто же станет думать о себе, когда тут эти вот... И еще одно, раньше — как можно уехать путешествовать, когда тут дети. Это что-то совершенно потрясающее, на это смотреть — как божью коровку на ладони держать. Потому что в ней при всем при этом нету ни капли натужной жертвенности в духе «я ради тебя ночей не спала, булочек не ела». Ни на грамм. Она отбривает все попытки сесть себе на шею моментально. И при этом остается настолько открытой для настоящего глубокого сопереживания. Космос просто. Просто космос.
Докторообзорам